"Борцы" V в до н.э. I стиль |
Характер античной культуры и античного искусства складывался стремительно. Если в Египте в течение нескольких тысячелетий мы наблюдаем, по сути дела, неизменный образ жизни и мышления человека, то Греция за несколько веков проделала огромный путь от архаики до того периода, который мы называем классическим. Этому процессу способствовали особые этнические и географические условия.
Принятие Геракла в сонм богов Четвертый стиль. 50—79 гг. Геркуланум, Здание августалов. |
Античное искусство возникло из трех основных потоков.
Первый - искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская, или эгейская, культура, строительный опыт жителей Крита, Микен и Тиринфа, развитый изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура Киклад, искусство золотых и бронзовых изделий.
Второй поток - еще более древнее искусство Египта и Месопотамии, композиционные и технические приемы которого вместе с образами восточной мифологии проникали в Грецию через Палестину, Финикию, средиземноморское побережье Малой Азии и близлежащие острова.
И, наконец, третий источник - культура дорийцев, племени индоарийского происхождения, пришедшем в Грецию с севера и принесшего с собой искусство геометрического стиля
и совершенства.
Мера, размеренность — также одна из основных идей античного искусства. Древние эллины в силу рационализма и конкретности своего мышления были мастерами точных формулировок в риторике и диалектике, а в архитектуре и скульптуре — ясности конструкции и чистоты формы: линии, силуэта, отношений масс и выверенности пропорций. Еще одно свойство эллинского мышления определяется словом "эйдос" (греч. eidos — "вид, наружность, красота, свойство, идея, созерцание"). Оно отражает наглядность, осязательность, телесность античного изобразительного искусства. Никто из других народов не умел так ярко и полно выражать абстрактные идеи, отвлеченные понятия в наглядных зрительных образах. Возможно, что, прежде всего, этим объясняется столь сильное и длительное влияние античного искусства на историю европейских художественных стилей. Ясность и конкретность формы эллины обозначали словом "симметрия" (греч. symmetria — "соразмерность"), понимая его шире, чем мы теперь, как качество согласия, взаимосвязанности частей. Позднее появилось понятие гармонии (греч. harmonia — "согласие") и способа ее достижения — пондерации (лат. ponderatio — "взвешивание, уравновешивание частей"). Эллинскому искусству в значительно большей мере, чем, к примеру, египетскому, присуща персонализация, агональность — соревновательность (греч. agonia — "борьба, состязание"). Эллины всей душой презирали рабство, принятое у восточных народов, и гордились своей личной свободой, достоинством мыслящего человека. Но вместе с этим пришло и некоторое затруднение в отношении к изобразительному искусству. Свободный эллин мог искренне восторгаться творениями знаменитых скульпторов и живописпев, впервые в истории осмелившихся ставить подписи на своих шедеврах (см. сигнатура), но если бы ему самому предложили взять в руки молот, резец или кисть — он пришел бы в негодование: свободному гражданину не пристало заниматься физическим трудом, это удел рабов. Другая сторона античной эстетики также ставила изобразительное искусство ниже других видов деятельности, поскольку оно трактовалось как "подражание" — мимесис (греч. mimesis — "воспроизведение, подобие, отпечаток"). Согласно философии Платона, никто из художников не создает идею (эйдос), а только "видимость вещей", которые сами по себе являются отражением идеи, и потому живописец или скульптор — подражатель подражателей, творец призраков, и изобразительное искусство "имеет начало с низменным, легко воспроизводимым, возобладавшим над разумным". Столь негативное отношение к мимесису (постепенно преодолевавшееся в развитии античной философской мысли) объясняется, прежде всего, тем, что художественное творчество еще не оформилось в самостоятельный вид человеческой деятельности. И боюсь, что Средние века этому тоже не слишком поспособствовали... Но об этом позднее.
Источники:
http://www.artprojekt.ru/encyclopedia/article/index.php?id_article=53
http://www.sferaweb.ru/?art=615
http://www.antica.lt/
http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/87.htm
Иллюстрации любезно предоставлены сайтом
http://www.ancientrome.ru/art/
Первый - искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская, или эгейская, культура, строительный опыт жителей Крита, Микен и Тиринфа, развитый изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура Киклад, искусство золотых и бронзовых изделий.
Второй поток - еще более древнее искусство Египта и Месопотамии, композиционные и технические приемы которого вместе с образами восточной мифологии проникали в Грецию через Палестину, Финикию, средиземноморское побережье Малой Азии и близлежащие острова.
И, наконец, третий источник - культура дорийцев, племени индоарийского происхождения, пришедшем в Грецию с севера и принесшего с собой искусство геометрического стиля
Ифигения. Третий стиль I в до н.э. |
Амуры, украшающие триножник IV стиль. |
Мера, размеренность — также одна из основных идей античного искусства. Древние эллины в силу рационализма и конкретности своего мышления были мастерами точных формулировок в риторике и диалектике, а в архитектуре и скульптуре — ясности конструкции и чистоты формы: линии, силуэта, отношений масс и выверенности пропорций. Еще одно свойство эллинского мышления определяется словом "эйдос" (греч. eidos — "вид, наружность, красота, свойство, идея, созерцание"). Оно отражает наглядность, осязательность, телесность античного изобразительного искусства. Никто из других народов не умел так ярко и полно выражать абстрактные идеи, отвлеченные понятия в наглядных зрительных образах. Возможно, что, прежде всего, этим объясняется столь сильное и длительное влияние античного искусства на историю европейских художественных стилей. Ясность и конкретность формы эллины обозначали словом "симметрия" (греч. symmetria — "соразмерность"), понимая его шире, чем мы теперь, как качество согласия, взаимосвязанности частей. Позднее появилось понятие гармонии (греч. harmonia — "согласие") и способа ее достижения — пондерации (лат. ponderatio — "взвешивание, уравновешивание частей"). Эллинскому искусству в значительно большей мере, чем, к примеру, египетскому, присуща персонализация, агональность — соревновательность (греч. agonia — "борьба, состязание"). Эллины всей душой презирали рабство, принятое у восточных народов, и гордились своей личной свободой, достоинством мыслящего человека. Но вместе с этим пришло и некоторое затруднение в отношении к изобразительному искусству. Свободный эллин мог искренне восторгаться творениями знаменитых скульпторов и живописпев, впервые в истории осмелившихся ставить подписи на своих шедеврах (см. сигнатура), но если бы ему самому предложили взять в руки молот, резец или кисть — он пришел бы в негодование: свободному гражданину не пристало заниматься физическим трудом, это удел рабов. Другая сторона античной эстетики также ставила изобразительное искусство ниже других видов деятельности, поскольку оно трактовалось как "подражание" — мимесис (греч. mimesis — "воспроизведение, подобие, отпечаток"). Согласно философии Платона, никто из художников не создает идею (эйдос), а только "видимость вещей", которые сами по себе являются отражением идеи, и потому живописец или скульптор — подражатель подражателей, творец призраков, и изобразительное искусство "имеет начало с низменным, легко воспроизводимым, возобладавшим над разумным". Столь негативное отношение к мимесису (постепенно преодолевавшееся в развитии античной философской мысли) объясняется, прежде всего, тем, что художественное творчество еще не оформилось в самостоятельный вид человеческой деятельности. И боюсь, что Средние века этому тоже не слишком поспособствовали... Но об этом позднее.
Источники:
http://www.artprojekt.ru/encyclopedia/article/index.php?id_article=53
http://www.sferaweb.ru/?art=615
http://www.antica.lt/
http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/87.htm
Иллюстрации любезно предоставлены сайтом
http://www.ancientrome.ru/art/
Комментариев нет:
Отправить комментарий